24 декабря день рождения Леонида Филатова – автора совершенно гениального произведения «Про Федота-стрельца, удалого молодца». «Федот…» был опубликован в 1987 году в журнале «Юность» и сразу приобрел огромную популярность. Много раз читая и слушая «Про Федота-стрельца…» у меня постоянно вертелась мысль о какой-то аналогии… С чем? И вот попалась под руку сказка «Конёк-Горбунок». Стал перечитывать и понял – вот оно! Вот вероятный источник, вдохновивший Л. Филатова. Но что же общего у двух произведений? Прежде всего – рифма!
Конек-горбунок
Написан четырёхстопным хореем с парной рифмовкой по типу ААББ.
Про Федота-стрельца…
Написан четырёхстопным хореем с рифмовкой двух первых строк с четвертой по типу ААБА.
Хорей
Поэтический размер, с ударением на первом слоге в стопе, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Классический пример четырехстопного хорея:
Буря мглою небо кроет
Парная рифмовка означает, что в строфе рифмуются между собой парные строки: первая-вторая, третья-четвертая. Или, если брать принятое в таких случаях буквенное обозначение ААББ.
За горами, за лесами,
При этом в «Коньке-Горбунке» первая пара строк имеет женскую рифму, вторая пара - мужскую.
Женская рифма
Когда ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов.
У старинушки три сына:
Средний сын и так и сяк,
Мужская рифма
Когда ударение падает на последний слог рифмующихся слов
Автор сказки «Про Федота-стрельца…» выбрал для своего произведения другую формулу того же четырехстопного хорея – ААБА. При этом первая пара строк имеет мужскую рифму с ударением на последнем слоге и рифмуется между собой:
К нам на утренний рассол
Третья строчка – женская рифма, с ударением на предпоследнем слоге, причём третья строчка не рифмуется с другими строками никак:
А у нас в дому закуски -
Четвертая строка рифмуется с первыми двумя, имея ту же «мужскую» форму.
… Нешто я да не пойму
Получается, на мне
Гениально! Близко по форме, но не то же самое. На слух же воспринимается очень и очень близко!
Кроме близких форм стихосложения оба произведения характеризуют «виртуозная лёгкость стиха, множество метких выражений и элементы социальной сатиры». Что, собственно, и определило их популярность в народе! «Конёк-Горбунок» (опубликован в 1834) изначально позиционировался как детская сказка, и лишь спустя 9 лет цензура спохватилась и запретила ее. «Федот-стрелец…» изначально был написан для взрослых, но в форме детской сказки. Кто помнит 1987 год – время бурных перемен в обществе. Все тогда «пытали» Л. Филатова - кто послужил прототипами персонажей? Филатов прямо отвечал – никто конкретно. Он писал не про действующих политиков, а показывал суть власти как таковой. Подобный мотив, отчасти, присутствует и в «Коньке-Горбунке».
Действующие лица обеих сказок классические: царь, его окружение, самородок из народа. Сюжеты тоже почти перекликаются. Только в «Федоте» царь сам инициатор гонений на Федота-стрельца, а Генерал - лишь исполнитель царёвой воли. В «Горбунке» же инициатором является стольник, подначивающий царя. И там и там «самородок из народа» получает «невыполнимые» задания. У обоих есть сказочные помощники: в «Горбунке» Ивану помогает сам Конёк-Горбунок, а Федоту-стрельцу – лесная голубица, которую он пожалел и не стал убивать. Словом, параллели налицо.
Можно предположить, что идея «Федота-стрельца» была навеяна Л. Филатову «Коньком-Горбунком». Так это или нет на самом деле, - теперь уже не установить, как не установить и не доказать тот факт, что настоящим автором «Конька-горбунка» был не Пётр Ершов, студент-недоучка 19 лет отроду, а сам Александр Пушкин. Хотя логических посылов для такого заключения более чем достаточно! И я лично уверен, что так оно и есть.
Найдите и прочитайте историческое расследование известного писателя Кира Булычева «Чужая сказка. Драма студента Ершова». Очень увлекательно и интересно!
Пусть узнают про это и ваши друзья: